Программа по организации работы с детьми  "Веселый светофор"

Методические рекомендации.

Настоящие методические рекомендации составлены в целях активизации внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся и воспитанников.

I. Нормативные документы:
1.    Конституция Российской Федерации (1993 г.)
2.    Закон РФ « Об образовании» (1992 г.)
3.    Конвенция « О правах ребенка» (1989 г.)
4.    Устав образовательного учреждения.
5.     Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 г.
6.     Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
7.      Федеральная целевая программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах».
8.    Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.
9.    Правила дорожного движения.

II. Пояснительная записка.
 Мы живем, в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
  В Краснодаре, как и в целом по России, в последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. За 6 месяцев 2007 года в г. Краснодаре произошло 37 ДТП с участием детей, в которых 39 получили ранения, 1 ребенок погиб. В г. Краснодаре возросла тяжесть последствий ДТП с участием несовершеннолетних. 22% ДТП с участием детей приходится на период с 17.00 – 18.00, т. е. в свободное от учебы время, наиболее аварийный день недели – пятница. Возрастной группы риска являются дети от 10 до 16 лет - 59%. Основными причинами трагедий являлись: пешеход проезжей части в не установленном месте; неожиданный выход из-за стоящего транспорта; несоответствие скорости движения конкретным условиям.
  Поэтому проблема детского дорожно-транспорного травматизма по-прежнему  сохраняет свою активность. Предупреждение
детского дорожно-транспорного травматизма является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения принадлежит школе.

III. Цель:
•    охрана жизни и здоровья детей,
•    формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
•   практическая отработка в урочной и в неурочной деятельности Правил дорожного движения.

IV. Задачи, стоящие перед педагогами:
1.    Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2.    Развитие дорожной грамотности детей.
3.    Совершенствование навыкав ориентировки на дороге.
4.    Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5.    Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

   V. Ожидаемый результат.
Дети должны знать:
1.    историю возникновения ПДД;
2.    дорожные знаки;
3.    сигналы светофора;
4.    виды транспорта;
5.    причины  ДТП;
6.    правила движения на велосипеде;
7.    правила движения по дороге.

    Дети должны уметь:
1.    ориентироваться в дорожных ситуациях;
2.    оценивать свое поведение на дороге;
3.    объяснить товарищу правила поведения на дороге.

VI. Организация в ОУ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма проводится по согласованному на педсовете плану профилактических мероприятий, который включается в общешкольный план работы. При планировании  мероприятий должны быть предусмотрены:
1.    Отчеты на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО о работе общественного инспектора, классных руководителей о проведениях внеклассных мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2.    Работа с классными руководителями по оказанию им методической помощи в проведении занятий по правилам дорожного движения, созданию методических уголков.
3.    Пропаганда правил дорожного движения через стенную печать (не реже одного номера в четверть), показ видеофильмов, организация выступления работников ГИБДД, общественных инспекторов, внештатных сотрудников милиции по линии ГИБДД, родителей-водителей.
4.    Во время проведения месячников «Внимание, дети!» проводить «Неделю безопасности движения».
5.    Создание волонтерского движения учащихся по пропаганде ПДД:
- проведение разъяснительной работы среди школьников;
- возле школы, расположенной вблизи дорог с интенсивным      движением транспорта, организовать дежурство учителей, родителей до и после уроков с начала учебного года;
- выступление агитбригады;
- проведение игр, конкурсов, соревнований по ПДД в школе.
6. Оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов и других наглядных пособий для занятий с детьми.
7. Создание специальных транспортных площадок для практического обучения детей ПДД.
8. Проведение открытых уроков по обучению детей ПДД.
9. Ежедневно на последнем уроке в начальных классах проводить беседы-напоминания «минутки безопасности» о соблюдении ПДД на улицах и дорогах.
10. Каждый случай нарушения детьми ПДД обсуждать на классных часах.
11. Проведение занятий с детьми медицинским персоналом по оказанию первой доврачебной помощи.
12. Работа среди родителей по разъяснению ПДД, привлечению их к дежурству у школ перед началом и после учебных занятий, сопровождению учеников при проведении различных коллективных мероприятий. На родительских собраниях рассматривать вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
13. В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости учащихся провести с учителями, руководителями ученических производственных бригад инструктивные совещания по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми, правилам организованной перевозки учащихся.При проведении инструктажа всех ознакомить под роспись с «Памяткой-инструкцией» и сделать запись в журнале.

VII. Формы проведения мероприятий:
1.    Познавательные занятия со школьниками о ПДД «Красный, желтый, зеленый», «Друзья светофора», «Так и так», «Машины и схемы автомобильных дорог» с широким использованием наглядных пособий.
2.    Экскурсии  в автогородок, в Краснодарский детский центр пропаганды безопасности дорожного движения (ул.2-й Пятилетки д. 19).
3.    Тематические вечера, игры, викторины, утренники, сборы, КВН, конкурсы, а так же в месячниках, смотрах безопасности дорожного движения.
4.    Соревнования.
5.    Индивидуальные, групповые беседы с детьми по правилам поведения на дорогах, цикл бесед, чтений, обсуждений.
6.    Совместно с детскими библиотеками провести познавательно-игровое занятие «Светофорик».
7.    Познакомить с журналом «Спасайкин».
8.     Оформить информационные стенды по ПДД в классах.
9.    Участие в окружных и городских акциях по ПДД.